Учения

Тексты

Сутра сердца

Один из величайших письменных памятников буддизма. Это сочинение представляет собой краткое изложение идеи пустоты, взаимозависимости всего сущего, представленной в своде буддийских сутр о совершенной мудрости (праджняпарамита), к которому  и относится Сутра сердца. Согласно более глубокому, «скрытому» уровню понимания текста, который предлагает Его Святейшества Далай-лама, в ней также раскрываются последовательные этапы духовного роста, приводящие к полному пробуждению.

Сутра сердца сохранилась в санскритских оригиналах, а также в китайских и тибетских переводах. В дальнейшем она была переведена на многие древние и современные языки мира. Эта сутра ежедневно прочитывается в буддийских общинах Тибета, Монголии и России, а также Китая, Вьетнама, Кореи, Японии и других стран, где получил распространение буддизм махаяны.

Чтение «Сутры сердца» на разных языках традиционно предваряет учения Его Святейшества Далай-ламы в разных странах. В последние годы к азиатским и европейским языкам, на которых обычно звучит «Сутра сердца», также добавились бурятский, калмыцкий, тувинский – языки трех основных буддийских народов Российской Федерации.

 

Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик бодхисаттвы»

«37 практик бодхисаттвы» − одно из наиболее известных сочинений тибетской буддийской традиции. Вдохновенная поэма из 37 строф воспевает идеалы и практики бодхисатв − существ, посвятивших себя достижению полного пробуждения ради блага всех живущих. Она содержит ключевые наставления для тех, кто хочет вступить на путь развития безграничного сострадания и любви ко всем без исключения.

Автор «37 практик» − выдающийся тибетский йогин и мыслитель Гьялсэ Тогме Сангпо − с ранних лет стремился помогать всем существам. Ребенком он не жаловал тех, кто не оказывал помощи другим. Впоследствии он стал монахом, обучался под руководством многих учителей, практиковал сутру и тантру, обретя большие знания и духовный опыт.

По словам Его Святейшества Далай-ламы, Гьялсэ Тогме Сангпо был более всего известен тем, что развил бодхичитту (устремление к пробуждению ради блага всех). Он добился этого, приучая свой ум к осознанию равностности всех существ и прибегая к практике замены себя другими.

«По правде сказать, если нам нужно будет привести пример бодхисаттвы, то на ум тотчас же придет образ Гьялсэ Тогме Сангпо. Он был именно таким великим человеком, по-настоящему особенным существом. Люди, приходившие послушать его учения, становились тихими, спокойными, умиротворенными», − указывает Его Святейшество Далай-лама.

Описываемые Гьялсэ Тогме Сангпо духовные практики относятся к категории «лоджонг» − методам преобразования сознания, позволяющим преодолеть присущее нам себялюбие и развить альтруистическую заботу о благе всех существ. Кьябдже Трулщик Ринпоче называл «37 практик бодхисаттвы» средним по величине изложением этих методов, находящимся посередине между  кратким («Восемь строф о преобразовании ума» геше Лангри Тангпы) и обширным («Бодхичарья-аватара» Шантидевы).

Выдающийся буддийский учитель традиции дрикунг кагью Гарчен Ринпоче, сохранивший в сердце великое сострадание ко всем существам несмотря на годы, проведенные в китайских гулагах, неизменно советует своим ученикам опираться на «37 практик бодхисаттвы».

«Я настоятельно рекомендую всем своим ученикам особенно тщательно изучать и осмысливать “37 практик бодхисатвы”. Этот текст – не что иное, как мой заместитель. Это основной сердечный совет, который я даю своим ученикам. Если вам удастся привести свой образ действий в соответствие с учением “37 практик бодхисатвы” и никогда не отклоняться от него, то это принесет огромную пользу и вам лично и всем живым существам», − говорит Гарчен Ринпоче.

Его слова перекликаются с наставлениями Его Святейшества Далай-ламы, который часто дает разъяснения по этому сочинению как в тибетском сообществе в Индии, так и в странах Запада.

«Поскольку Гьялсэ Тогме Сангпо изложил эти 37 практик для того, чтобы оказать нам помощь, мы должны снова и снова старательно обдумывать эти учения. Мы называем себя практикующими махаяну, однако если мы не будем изучать махаянские практики, то никогда не станем таковыми. Поэтому нужно примерять к себе эти 37 практик и смотреть, насколько наши действия соотносятся с ними».

«З7 практик бодхисаттвы» могут также быть истолкованы в контексте традиции ламрим – постепенного пути к пробуждению, ибо, по словам Его Святейшества Далай-ламы, содержат наставления для всех трех видов духовной личности (малой, средней и высшей).